Информация о работе муниципальных образований Республики Хакасия по организации и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) в 2010 году

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ

о работе муниципальных образований Республики Хакасия по организации и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) в 2010 году

1. Общие положения

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС - максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. Она сочетает и прямое волеизъявление граждан, и деятельность органов ТОС, избираемых гражданами.

Порядок организации и деятельности ТОС устанавливается в уставе и нормативно-правовых актах муниципального образования. Процедура создания ТОС предусматривает следующие действия:

  • объединение граждан в инициативную группу для подготовки проекта устава ТОС, подготовка и проведение собрания (конференции) жителей соответствующей территории по вопросу учреждения ТОС;
  • проведение собрания (конференции) и принятие решений об учреждении ТОС, утверждении его устава, избрании органов ТОС;
  • регистрация устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

ТОС считается учреждённым с момента регистрации его устава, в котором устанавливаются:

  • территория, на которой осуществляется ТОС;
  • цели и задачи, формы и основные направления деятельности;
  • порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;
  • порядок принятия решений;
  • порядок приобретения имущества, а также пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
  • порядок прекращения деятельности органов ТОС.

ТОС, в соответствии с его уставом, может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации.

В отличие от органов местного самоуправления органы ТОС:

  • не имеют властных полномочий (это - общественное самоуправление), хотя и могут наделяться отдельными распорядительными полномочиями решениями органов местного самоуправления;
  • не носят обязательного характера (на какой-то части территории муниципального образования они могут действовать, на другой – нет);
  • не имеют законодательно установленного перечня решаемых вопросов, его устанавливают сами жители применительно к местным условиям;
  • могут заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и, соответственно, иметь или не иметь статус юридического лица.

Органы ТОС создаются гражданами на основе добровольного волеизъявления по месту их жительства на части территории муниципального образования: территориях сельских населённых пунктов, не являющихся поселениями, городских микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, многоквартирных жилых домов или группы таких домов и др.

Высшими органами ТОС являются собрания и конференции граждан. К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

  • установление структуры органов ТОС;
  • принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
  • избрание органов и должностных лиц ТОС на основе открытости и гласности;
  • определение основных направлений деятельности ТОС;
  • утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчёта о её исполнении;
  • рассмотрение и утверждение отчётов о деятельности органов ТОС.

Органами ТОС могут быть: совет или комитет самоуправления, исполнительные органы, ревизионная комиссия (ревизор). ТОС обычно возглавляет председатель, а в сельских и других малых населённых пунктах, не являющихся поселениями, - староста. Исполнительный орган может возглавлять директор (исполнительный директор). В небольших ТОС функции председателя и директора могут быть совмещены. По отдельным вопросам деятельности ТОС могут избираться общественные комиссии (например, по работе с подростками, благоустройству, охране общественного порядка и т.п.). Председатель и иные должностные лица, а также органы ТОС должны быть подотчётны собранию (конференции). Органы ТОС, являющиеся юридическими лицами, обязаны вести соответствующую отчётность, в том числе бухгалтерскую.

Вопросы организации и деятельности ТОС регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также уставами муниципальных образований и (или) иными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданской активности населения, организации сотрудничества власти и народа. Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан. Компетенция отдельных органов ТОС определяется их уставами с учётом полномочий, которые могут передаваться им органами местного самоуправления. Органы ТОС являются надёжными партнёрами органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Исходя из этого органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления должны содействовать становлению и развитию ТОС в муниципальных образованиях Республики Хакасия, создавать условия для эффективной деятельности его органов.

2. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Хакасия.

2.1 Оказание органами государственной власти Республики Хакасия, Советом муниципальных образований, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия методической помощи населению в вопросах организации территориального общественного самоуправления (ТОС).

В настоящее время в Республике Хакасия 92 муниципальных образования поселенческого уровня (5 городских округов, 5 городских поселений, 82 сельских поселения).

На территории республики в 2010 году действовало 20 единиц территориального общественного самоуправления (ТОС), в том числе 19 в трёх городских округах (Абакан, Абаза, Саяногорск), и 1 ТОС – в сельском поселении Табатский сельсовет муниципального образования Бейский район, который обладает статусом юридического лица.

Методическая помощь населению по организации и дальнейшему развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) оказывается органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Республики Хакасия.

Правовое регулирование деятельности ТОС осуществляется уставами и иными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия в 2008 году разработаны и направлены в муниципальные образования поселенческого уровня типовые положения: «О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании», «О правотворческой инициативе граждан», «О порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления», примерный типовой устав ТОС, необходимый перечень документов для проведения собраний (конференций) граждан по вопросам учреждения территориального общественного самоуправления.

По информации муниципальных образований Республики Хакасия о правовом регулировании органами местного самоуправления вопросов организации и осуществления территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления принято 17 нормативных правовых актов, из них в:

  • 3 – определены границы территорий, на которых осуществляется ТОС;
  • 3 – определён порядок регистрации устава ТОС;
  • 9 – определён порядок организации и осуществления ТОС;
  • 2 – определены условия и порядок выделения ТОС средств из местного бюджета.

От ТОС, действующих в Республике Хакасия, в органы местного самоуправления поступило 63 обращения, из них 46 решены положительно, 13 – находятся в стадии рассмотрения. Наиболее типичные обращения касаются следующих вопросов:

  • благоустройство придомовых территорий;
  • ремонт детских дворовых, спортивных площадок;
  • озеленение, обрезка и окультуривание деревьев и клумб;
  • подвозка чернозёма для цветников и клумб;
  • уличное освещение;
  • ремонт автомобильных дорог общего пользования (подсыпка, грейдерование, асфальтирование);
  • ремонт тратуаров;
  • техническое состояние домов, подъездов, квартир и т.д.

Территориальные общественные самоуправления (ТОС) осуществляют хозяйственную деятельность различного характера, в том числе: 8 ТОС- занимаются благоустройством придомовых территорий, удовлетворением социально-бытовых потребностей граждан; 7- осуществляют деятельность с использованием средств местных бюджетов.

Только 2 ТОС из 20, действующих в республике, воспользовались правом внесения в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов. Территориальным общественным самоуправлением г. Абаза внесено 10 проектов МПА, г. Абакана – 4 проекта.

Органами местного самоуправления городов, районов, поселений проводится активная разъяснительная работа по организации ТОС через средства массовой информации, а также при проведении встреч с жителями муниципальных образований.

2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с ТОС.

Для активного взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС администрацией города Саяногорска созданы Комиссия и Совет по организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования г.Саяногорск. Целью их создания является взаимодействие с органами ТОС, оказание им методической и организационной помощи.

Комиссия и Совет:

  • оказывает содействие в организации и проведении собраний (конференций) граждан по выборам органов ТОС, старших по домам, улицам, подъездам;
  • организовывает встречи с населением представителей органов местного самоуправления;
  • взаимодействует с советами и комитетами ТОС, старшими по улицам, домам;
  • организует на добровольной основе проведение общественных работ по благоустройству, поддержанию чистоты и порядка в микрорайонах и на улицах города;
  • оказывает содействие гражданам в защите прав потребителей жилищно-коммунальных, бытовых услуг;
  • оказывает содействие правоохранительным органам в организации охраны общественного порядка;
  • готовит методические рекомендации для органов ТОС, оказывает организационную помощь в проведении органами ТОС различных мероприятий;
  • рассматривает в пределах своей компетенции обращения граждан;
  • принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам деятельности ТОС, взаимодействия органов местного самоуправления и населения.

Постановлением Главы администрации г. Саяногорска в 2010 году назначено ответственное лицо по организации и содействию работе территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования г. Саяногорск. С членами ТОС, расположенных в д. Богословка, пгт.Черёмушки и Майна, г.Саяногорске регулярно проводятся собрания, на которых предоставляются консультации по всему спектру возникающих проблем: юридическим вопросам, управлению многоквартирным домом, организации ТСЖ, работе с предпринимателями, обращениям в надзорные органы и т.д.

Муниципальное образование город Абакан взаимодействует с территориальным общественным самоуправлением через старост жилых районов города. В жилых районах города осуществляют деятельность 7 ТОС («Гавань», «Юго-Западный», «Полярный», «Западный», «Южный», «Красный Абакан», «Нижняя Согра»). В г. Абакане активно используются инновационные модели организации и деятельности территориального общественного самоуправления и местного управления. Практически в каждом ТОС города созданы и активно работают : Советы жилого района, Координационные советы, Советы ветеранов, Советы молодёжи, Женские советы, Советы профилактики и т.д.

Большое внимание активистами ТОС уделяется благоустройству жилых районов города. В рамках празднования Дня города ежегодно проводятся праздники «День микрорайона», на которых подводятся итоги благоустройства. Активом ТОС ведётся огромная организационная и разъяснительная работа в трудовых коллективах предприятий и учреждений, с населением по месту жительства, по привлечению их к уборке территорий, территорий домовладельцев и ремонту прилегающих к ним заборов, ограждений палисадников, к посадке деревьев, кустарников, цветов. Еженедельно проводятся рейдовые проверки санитарного состояния территории жилых районов города. Обеспечивается участие жителей города, коллективов организаций и учреждений в проведение работ по очистке придомовых территорий, благоустройству парков. Приводятся в надлежащее состояние торговые киоски и павильоны. Проводится ревизия, ремонт и покраска всех видов ограждений, малых архитектурных форм во дворах и на спортивных площадках.

При непосредственном участии органов ТОС проводятся все культурно-массовые, спортивные мероприятия в жилых районах города. Совместно с участковыми уполномоченными, ИДН, КДН, социальными педагогами школ активисты ТОС проводят рейды по неблагополучным семьям. Не реже 1 раза в 2 месяца проводятся заседания Советов профилактики. Члены Советов профилактики участвуют в работе Советов профилактики школ, проводят вечерние рейды по проверке подъездов, общественных мест с целью определения занятости подростков, привлекают трудных подростков в спортивные секции, кружки, к выполнению общественных работ, ведут пропаганду здорового образа жизни через привлечение молодёжи к участию в культурно-массовых, спортивных мероприятиях.

Развитие территориального общественного самоуправления в жилых районах г. Абакана рассматривается администрацией города в качестве определяющих условий построения развитого гражданского общества и повышения качества жизни населения. Становление, развитие и дальнейшее совершенствование территориального общественного самоуправления (ТОС) в городе, внедрение системы их сопровождения и поддержки проводится вот уже на протяжении ряда лет по инициативе Главы г. Абакана Н.Г. Булакина и находятся постоянно в центре его управленческого внимания.

Факторами успешной реализации ТОС в г. Абакане являются:

1) Деятельность ТОС рассматривается администрацией города не обособлено сама по себе, а в контексте равноправного участника партнёрства административной власти, гражданского общества и бизнеса в границах каждого территориального общественного самоуправления, и это партнёрство, в свою очередь, составляет элемент системы местного управления в г.Абакане;

2) Основной целью деятельности ТОС в жилых районах г.Абакана является повышение качества жизни граждан, построение развитого (инновационного) гражданского общества, а не просто инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения.

3) Если под прицелом администрации города находится, преимущественно, создание и поддержка благоприятной среды обитания, то под прицелом ТОС – прежде всего образ жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого».

В этом заключается суть функционального распределения и дополнения управленческих усилий администрации г.Абакана и гражданского общества в рамках сложившихся партнёрских отношений.

4) В г.Абакане организация территориального общественного самоуправления носит не повсеместный (массовый), а локальный характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления, т.е. непосредственного народовластия.

В г.Черногорске общественное самоуправление выражается через деятельность 177 уполномоченных (старших) по домам, 54 квартальных (уличных) комитетов. Постановлением администрации г.Черногорска утверждены положения: «Об уличных комитетах г.Черногорска», «О совете председателей уличных комитетов частного сектора», «О председателе домового совета», «О домовом совете», «О квартальном совете», «О городском совете квартальных комитетов».

Организует и направляет работу квартальных (уличных) комитетов городской совет председателей квартальных (уличных) комитетов в составе 15 человек.

В 2010 году Постановлением Главы города Черногорска создан Совет по организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования город Черногорск. Возглавляет работу Совета Глава города Черногорска В.В. Белоногов. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц, разработан и утверждён план работы Совета по созданию ТОС на территории г.Черногорска.

Территория муниципального образования г.Абаза разделена на 11 микрорайонов. В каждом микрорайоне избран Совет микрорайона из старших по улицам и многоквартирным домам. Возглавляет Совет микрорайона – председатель микрорайона. Совет ТОС города состоит из председателей микрорайонов. Возглавляет Совет ТОС – избранный Председатель ТОС г.Абаза.

Основными направлениями деятельности органов ТОС на территории муниципального образования г.Абаза в 2010 году были:

  • общественный контроль за соблюдением коммунальной службой города правил и норм эксплуатации жилфонда и придомовой территории;
  • общественное воздействие совместно с правоохранительными органами на физических и юридических лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями, придомовой территорией, местами общего пользования;
  • совместно с правоохранительными органами осуществление рейдов по неблагополучным семьям и по семьям с детьми, состоящими на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • выполнение мероприятий по выявлению незаконного и культивирования наркосодержащих растений, в том числе дикорастущих, и их уничтожению;
  • общественный контроль за выполнением мероприятий по благоустройству города;
  • организация жителей города на уборку территорий МКД и улиц города;
  • организация конкурса по благоустройству города в следующих номинациях: «Лучшая усадьба», «Лучшая улица», «Лучший двор», «Лучший подъезд», «Лучший балкон», «Лучший дачный участок».

Председатель ТОС города регулярно присутствует на общегородских планёрках в администрации г.Абаза, а представители городской администрации постоянно бывают на собраниях жителей, заседаниях Советов микрорайонов города и ТОС.

Деятельность ТОС в Табатском сельсовете муниципального образования Бейский район направлена на решение проблем, приближенных к каждому конкретному жителю, улучшению условий жизни населения на территории, самореализации активной части общества.

В Аскизском районе Республики Хакасия применили собственную форму взаимодействия власти с населением.

Работа по формированию общественных Советов на территории муниципального образования Аскизский район началась в 2004 году. Советом депутатов Аскизского района принято решение «Об утверждении Положения об общественном Совете села на территории муниципального образования Аскизский район». Главой администрации Аскизского района в 2004 году принято постановление «О задачах управлений администрации по территориям по повышению роли общественных Советов сёл в социально-экономическом развитии поселения».

В 2006 году администрацией района был проведён конкурс на лучшую организаторскую работу общественных Советов сёл на территории муниципального образования Аскизский район.

В 2008 году администрацией Аскизского района в качестве оказания методической помощи муниципальным образованиям поселений, входящих в состав муниципального района, разработан типовой Устав территориального общественного самоуправления и доведён до глав поселений для обсуждения и принятия. Но до настоящего времени данный документ так и не был принят в муниципальных образованиях поселений и, как таковые органы ТОС в поселениях Аскизского района не созданы до сих пор.

В настоящее время общественные Советы осуществляют свою деятельность в 8 муниципальных образованиях поселений Аскизского района.

Основными направлениями деятельности общественных Советов являются:

  • благоустройство территории поселения;
  • профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
  • помощь малообеспеченным и неблагополучным семьям;
  • работа с молодёжью;
  • участие в политической жизни муниципального образования;
  • участие в общественных мероприятиях, проводимых в поселении и др.

Администрация Аскизского района намерена продолжить работу по развитию ТОС совместно с главами муниципальных образований поселений. В планах работы администрации проведение семинаров с главами сельских и поселковых Советов по формированию нормативной правовой базы ТОС.

В остальных муниципальных районах Республики Хакасия в поселениях, входящих в состав муниципального района, органы территориального общественного самоуправления (ТОС) не созданы.

2.3 Принятие и реализация муниципальных программ развития территориального общественного самоуправления (ТОС).

Постановлением Главы города Саяногорска в 2010 году утверждена муниципальная целевая программа (МЦП) «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2010-2012 годы», в которой предусмотрен механизм финансирования следующих мероприятий ТОС: проведение конкурсов, благоустройство и озеленение внутридомовых территорий, поощрение активных участников ТОС.

В связи с тем, что основным направлением в деятельности ТОС в муниципальном образовании г.Саяногорск являются вопросы комфортного проживания жителей города программой предусмотрены средства по статье «Благоустройство и озеленение придомовых территорий» в сумме 300 тысяч рублей. Для активизации общественной инициативы в населённых пунктах муниципального образования город Саяногорск положением о проведении конкурса среди органов территориального общественного самоуправления предусмотрено проведение конкурсов по следующим номинациям:

  • «Зелёный двор»;
  • «Активный город»;
  • «Быть здоровым – здорово!»;
  • «Город дружбы – город детства».

Для поощрения активных участников ТОС муниципальной целевой программой «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2010-2012 годы» предусмотрено 15 тысяч рублей.

Муниципальная программа развития территориального общественного самоуправления в г.Абакане находится в стадии разработки.

Действенной формой взаимодействия органов общественного самоуправления и органов местного самоуправления в г.Черногорске является реализация муниципальных программ по благоустройству и озеленению.

Ежегодно в бюджете города предусматриваются финансовые средства на проведение круглых столов, семинаров, конференций с активом общественного самоуправления. В 2010 году членами общественных формирований г.Черногорска проведены круглые столы, посвящённые 65-летию Победы, проведена конференция по итогам городского конкурса на лучшее проведение работ по благоустройству, озеленению. От представителей общественности в 2010 году подано 406 заявок на участие в конкурсе по 9 номинациям. На поощрение победителей конкурса из бюджета города выделено 170 тысяч рублей.

2.4 Финансовые ресурсы и проблемы развития ТОС в муниципальных образованиях поселений Республики Хакасия.

Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное ему в управление; доходы от экономической деятельности органов ТОС; добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории; добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений и организаций; средства местного бюджета, переданные по договору ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий; иные поступления (в соответствии с законодательством).

К собственной хозяйственной деятельности ТОС может относиться торговая и строительная деятельность, участие в коммерческих организациях, сдача в аренду земельных участков, нежилых помещений, рекламных площадей, принадлежащих ТОС, и т.д.

В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество.

Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

ТОС может иметь собственные средства и имущество и, следовательно, быть участником гражданских и иных правоотношений только в том случае, если оно является юридическим лицом.

В случае, если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определённые цели.

На практике органы местного самоуправления оказывают финансовую поддержку ТОС в форме:

  • выделения бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;
  • материального поощрения актива;
  • предоставления на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС;
  • конкурсного распределения денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления ежегодно отчитываются о доходах и расходах ТОС перед жителями соответствующей территории на собраниях (конференциях) граждан.

Собственностью территориального общественного самоуправления (ТОС) может быть неделимая собственность самоуправляющейся территории, используемая для реализации задач и достижения целей деятельности ТОС.

В настоящее время массовому развитию ТОС в муниципальных образованиях Республики Хакасия препятствует ряд причин. Одна из них кроется в сознании людей. Многие жители психологически не готовы к осуществлению самоуправления из-за отсутствия необходимых знаний и опыта. Важную роль в развитии ТОС играют позиция органов местного самоуправления муниципальных образований республики, личная позиция глав муниципальных образований, их доверие и поддержка самоорганизации населения.

Только чёткое понимание главой муниципального образования того, что благодаря ТОС развиваются и укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, повышается активность населения соответствующей территории, упрощаются и активизируются избирательные и другие процессы, выявляются и используются внутренние резервы территории, способствует успешному развитию территориального общественного самоуправления. Необходимо, однако, учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами. Развитие ТОС отвечает принципу субсидиарности, соответствует концепции местного самоуправления как вырастания власти снизу вверх.

3. Предложения Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия по активизации работы органов местного самоуправления муниципальных образований в становлении и развитии территориального общественного самоуправления (ТОС).

В целях дальнейшего развития гражданского общества в Республике Хакасия, стимулирования инициативы граждан в решении вопросов местного значения, реализации статьи 27 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия рекомендует в 2011 году:

1. Главам муниципальных образований городских округов:

  • изучить опыт работы администраций городов Абакана и Саяногорска по организации территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории муниципальных образований;
  • активнее информировать граждан о преимуществах территориального общественного самоуправления;
  • оказывать содействие населению в осуществлении территориального общественного самоуправления;
  • разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по организации в городском округе ТОС;
  • определить структурные подразделения администрации по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления при осуществлении хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, на договорной основе с использованием средств местного бюджета;
  • установить сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением;
  • предоставить органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;
  • в целях содействия эффективному осуществлению ТОС создать городские ассоциации органов ТОС и другие объединения органов территориального общественного самоуправления (координационные советы органов ТОС при главе города, комитеты, иные органы);
  • оказать помощь инициативным группам граждан в разработке уставов ТОС.

2. Главам муниципальных районов Республики Хакасия:

  • поручить структурным подразделениям администраций районов по работе с территориями провести обучающие семинары с главами и специалистами администраций поселений по вопросам организации ТОС в поселениях района;
  • создать при администрации района консультативный совет по организации территориального общественного самоуправления;
  • использовать типовые модельные муниципальные правовые акты (МПА) по территориальному общественному самоуправлению и рекомендовать органам местного самоуправления поселений принять данные МПА;
  • оказать методическую помощь главам поселений в разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок выделения необходимых средств из местного бюджета органам ТОС, в заключении договоров с органами ТОС на осуществление совместных действий при реализации целевых программ, в осуществлении финансовых расчётов в интересах ТОС, не имеющих статуса юридических лиц;
  • активнее информировать граждан о преимуществах ТОС через районные СМИ.

3. Главам муниципальных образований городских и сельских поселений Республики Хакасия:

  • в течение первого полугодия 2011 года организовать совместно с ответственными специалистами администрации района консультирование граждан по вопросам создания и деятельности органов ТОС;
  • провести организационную работу по объединению жителей малых населённых пунктов в ТОС, оказать помощь инициативным группам граждан в разработке уставов ТОС;
  • провести работу по объединению граждан, проживающих в городских поселениях республики, в ТОС на уровне подъезда многоквартирного дома (старшие по подъездам), ТОС на уровне многоквартирного дома (домовые комитеты), ТОС на уровне группы домов или микрорайонов посёлка;
  • выделить помещения для органов ТОС, оборудовать рабочие места активистам ТОС;
  • для оказания методической, организационной помощи председателям ТОС возложить обязанности по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления на специалиста администрации поселения.

4. Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия»:

  • активнее выступать распространителем опыта ТОС как на уровне Республики Хакасия, так и на межрегиональном уровне;
  • организовать взаимодействие с Советами муниципальных образований других регионов Российской Федерации по обмену делегациями, проведению совместных семинаров, совещаний по развитию территориального общественного самоуправления;
  • регулярно рассматривать на заседаниях правления ассоциации вопросы организации и развития ТОС в Республике Хакасия, обратить особое внимание на становление и развитие ТОС в городских и сельских поселениях республики;
  • в течение 2011 года рассмотреть возможность сотрудничества с Советами муниципальных образований Сибирского федерального округа в вопросах развития ТОС (обмен опытом работы, совершенствование нормативно-правовой базы по территориальному общественному самоуправлению, обобщение опыта работы советов муниципальных образований по организации ТОС в субъектах Российской Федерации и регулярный обмен информацией по данному вопросу).