Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Информация об организации и развитии территориального общественного самоуправления (ТОС) Республики Хакасия в 2011 году

ИНФОРМАЦИЯ

об организации и развитии территориального общественного

самоуправления (ТОС) Республики Хакасия  в 2011 году

1. Состояние и организационно-методическое сопровождение развития  территориального общественного самоуправления в Республике Хакасия

В Республике Хакасия их 100 муниципальных образований действует  92 муниципальных образования поселенческого уровня6 5 городских округов, 5 городских поселений, 82 сельских поселения.

Методическая помощь населению по организации и дальнейшему развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) оказывается органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, а органам местного самоуправления муниципальных образований поселенческого уровня – Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия (далее -  Министрество).

На территории республики на 01.01.2012 года организовано  59 единиц территориального общественного самоуправления (ТОС), в том числе 29 ТОС в муниципальных образованиях городских округов (г. Абакан – 7; г. Саяногорск – 15; г. Черногорск – 5; г. Абаза – 1 (Совет ТОС 11 микрорайонов города); г. Сорск – 1), 2 ТОС в муниципальном образовании Усть-Абаканский поссовет (городское поселение) и 28 ТОС в 25 сельских поселениях муниципальных районов (в 6 поселениях Алтайского района – 7 ТОС; в 8 поселениях Бейского района – 8 ТОС; в 1 поселении Боградского района – 2 ТОС; в 9 поселениях Усть-Абаканского района – 10 ТОС; в 1 поселении Таштыпского района – 1 ТОС). Из названного числа только 20 ТОС действовали на начало 2011 года.

Таблица 1.

Численность ТОС в городских округах Республики Хакасия

№ п/п Наименование муниципального образования Городской округ Количество городских округов, в которых осуществляется ТОС Количество ТОС в городском округе
1.

город Абакан

1 1 7
2.

город Саяногорск

1 1 15
3.

город Черногорск

1 1 5
4.

город Абаза

1 1 1
5.

город Сорск

1 1 1
  Итого:   5 5 29

Таблица 2.

Численность ТОС в городских и сельских поселениях муниципальных районов Республики Хакасия

№ п/п Наименование муниципального образования Кол-во городских поселений Кол-во городских поселений, в которых осущест-ся ТОС Кол-во ТОС в городских поселениях Кол-во сельских поселений Кол-во сельских поселен., в которых осущ-ся ТОС Кол-во ТОС в сельских поселениях
1. Алтайский район - - - 9 6 7
2. Аскизский район 3 - - 11 - -
3. Бейский район - - - 9 8 8
4. Боградский район - - - 10 1 2
5. Орджоникид- зевский район - - - 9 - -
6. Таштыпский район - - - 8 1 1
7. Усть-Абаканский район 1 1 2 12 9 10
8. Ширинский район 1 - - 14 - -
Итого: 5 1 2 82 25 28

В результате проведённой органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в течение 2011 года работы по созданию территориального общественного самоуправления количество ТОС в республике увеличилось на 39 единиц (на 10 единиц увеличилось ТОС – в городских округах; на 2 ТОС в городском поселении; на 27 ТОС – в сельских поселениях муниципальных районов Республики Хакасия). Однако  ни в одном поселении Аскизского, Ширинского и Орджоникидзевского районов не образован ни один орган территориального общественного самоуправления, хотя соответствующая подготовительная работа по организации ТОС органами местного самоуправления данных районов была проведена.

В первом квартале 2011 года Министерством обобщён опыт работы органов местного самоуправления по становлению и развитию ТОС в республике за 2010 год. Методические рекомендации с предложениями по активизации работы органов МСУ муниципальных образований в становлении и развитии ТОС направлены во все муниципальные образования Республики Хакасия, в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Хакасия».

В целях дальнейшего развития гражданского общества в Республике Хакасия, стимулирования инициативы граждан в решении вопросов местного значения, реализации статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года Министерство рекомендовало главам муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений в течение 2011 года активизировать работу органов местного самоуправления по становлению и развитию ТОС, активнее информировать граждан о преимуществах территориального общественного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении ТОС, разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по организации территориального общественного самоуправления, определить сферы совместной компетенции с ТОС, предоставить органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности.

Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» рекомендовано активнее выступать распространителем опыта ТОС, регулярно рассматривать на заседаниях правления ассоциации вопросы организации и развития ТОС в Республике Хакасия, обратить особое внимание становлению и развитию ТОС в муниципальных образованиях городских и сельских поселений республики, регулярно освещать в средствах массовой информации Республики Хакасия и муниципальных СМИ положительный опыт деятельности органов ТОС, обобщить предложения органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по становлению и развитию ТОС, обсудить на заседании правления и направить предложения ассоциации в Правительство и Верховный Совет Республики Хакасия для выработки правового механизма государственной поддержки территориального общественного самоуправления (ТОС).

Министерством в первом полугодии 2011 года проведены выездные семинары-совещания в администрациях всех муниципальных районов республики с главами городских и сельских поселений по развитию территориального общественного самоуправления. Аналогичное совещание проведено в администрации муниципального образования г. Абаза.

В октябре 2011 года Министерством совместно с администрацией муниципального образования г. Саяногорск проведён выездной семинар-совещание «На пути к гражданскому обществу: территориальное общественное самоуправление – реальность и будущее». В мероприятии приняли участие главы городских и сельских поселений республики, заместители глав администраций муниципальных районов, руководители ТОСов городов Саяногорска, Абакана, Абазы и п. Усть-Абакан. С интересом участвовали в семинаре-совещании гости – делегация Красноярского края, которую возглавил представитель Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения «Институт муниципального развития». В ходе семинара и круглого стола председатели ТОС г. Саяногорска и участники семинара-совещания из городов Абакана, Абазы, Красноярска и посёлка Усть-Абакан поделились собственным опытом в организации данной работы. Завершился семинар посещением ТОС «Енисей» г. Саяногорска, ТОС «Энергетик» и «Радуга» пгт. Черёмушки.

Администрацией города к семинару был подготовлен спецвыпуск  еженедельной Саяногорской городской газеты «Саянские ведомости»  (от 27.11.2012 г.),  в котором обобщен материал о деятельности  ТОСов города.

Учитывая актуальность развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Хакасия, в сентябре 2011 года вопрос о развитии ТОС в муниципальных образованиях республики был рассмотрен на заседании Совета по местному самоуправлению при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия. Совет отметил положительную работу по развитию ТОС в г. Абакане, г. Саяногорске, в поселениях Алтайского и Бейского районов.

В решение Совета внесены рекомендации руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Хакасия по развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) в поселениях, входящих в состав муниципального района, информационному сопровождению в муниципальных СМИ работы по созданию и деятельности ТОС, информированию населения о преимуществах территориального общественного самоуправления в решении проблем развития малых населённых пунктов сельских поселений республики.

Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» рекомендовано не реже одного раза в полугодие рассматривать на заседаниях правления Ассоциации вопросы организации и развития ТОС в муниципальных образованиях республики, обобщать возникающие проблемы, вносить предложения по развитию территориального общественного самоуправления в Миннацполитики Хакасии и иные органы государственной власти республики, изучить опыт работы Советов муниципальных образований Сибирского федерального округа по вопросам организации и развития ТОС, обобщить положительный опыт и направить предложения по применению данного опыта в муниципальные образования Республики Хакасия.

Во всех городских округах и муниципальных районах определены ответственные за организацию ТОС из числа  заместителей глав администраций (управляющих делами), специалистов.  Они осуществляют сбор и анализ материалов о развитии ТОС в муниципалитете, оказывают  организационную помощь руководителям ТОС, взаимодействуют с Министерством.

2. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Хакасия

По информации муниципальных образований городских округов Республики Хакасия о правовом регулировании вопросов организации и развития ТОС в течение 2011 года органами местного самоуправления городских округов принято 9 нормативных правовых актов.

Таблица 3.

Содержание нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления в 2011 году

№ п/п Содержание принятых нормативных правовых актов Кол-во Муниципальное образование
1 определены границы территорий, на которых осуществляется ТОС 2 г. Черногорск, г. Сорск
2 определён порядок регистрации устава ТОС 2 г. Черногорск, г. Сорск
3 определён порядок организации и осуществления ТОС 3 г. Саяногорск, г. Черногорск, г. Сорск
4 определены условия и порядок выделения ТОС средств из местного бюджета 1 г. Черногорск
5 установлен порядок проведения конкурса «Лучший орган территориального общественного самоуправления 1 г. Абакан

От ТОС, действующих в городских округах, в органы местного самоуправления в течение 2011 года поступило 80 обращений, из них 57 решены положительно, 23 – находятся в стадии рассмотрения. Наиболее типичные обращения касаются следующих вопросов:

  • благоустройства придомовых территорий;
  • ремонта и благоустройства детских дворовых, спортивных площадок;
  • подвозки чернозёма для цветников и клумб;
  • улучшения уличного освещения;
  • ремонта автомобильных дорог общего пользования, внутриквартального асфальтирования;
  • ремонта тротуаров;
  • качества электроснабжения;
  • технического состояния домов, подъездов, квартир;
  • организации работы с молодёжью и т.д.

Из 29 ТОС, действующих в муниципальных образованиях городских округов Республики Хакасия, 23 – осуществляют хозяйственную деятельность (занимаются благоустройством придомовых территорий, удовлетворением социально-бытовых потребностей граждан). Из их числа 7 (30,4 %) – осуществляют деятельность с использованием средств местных бюджетов (по договорам с органами местного самоуправления), 1 (4,4%) -  за счёт средств граждан; 15 (65,2%)  – с использованием средств местных бюджетов и средств граждан.

Только 2 ТОС из 29, действующих в городских округах республики, воспользовались правом внесения в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов. Территориальным общественным самоуправлением г. Абаза внесено 4 проекта МПА, из них принято органами местного самоуправления – 3. ТОС муниципального образования г. Сорск внесено в органы местного самоуправления 2 проекта МПА, из которых принято – 2.

Из 30 ТОС, действующих в городских и сельских поселениях Республики Хакасия, ни один ТОС не воспользовался правом внесения проектов муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления.

2.1. Формы взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС, деятельность ТОС городских округов и муниципальных районов

Муниципальное образование город Абакан

В течение 2011 года взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением осуществлялось через старост жилых районов города. В Абакане осуществляют деятельность 7 ТОС («Гавань», «Юго-Западный», «Полярный», «Западный», «Южный», «Красный Абакан», «Нижняя Согра»). Практически в каждом ТОС города созданы и активно работают: Советы жилого района, Координационные советы, Советы ветеранов, Советы молодёжи, Женские советы, Советы профилактики и т.д.

Большое внимание ТОС «Гавань» уделяется благоустройству дворовых территорий, проездов к дворовым территориям. В течение 2011 года в рамках Федеральной целевой программы «Благоустройство дворовых территорий, проездов к дворовым территориям» выполнены работы по благоустройству 25 дворов на 10 улицах жилого района, проведена частичная отсыпка и грейдирование 12 улиц частного сектора, ликвидированы 4 стихийные свалки.

В микрорайоне с марта по октябрь 2011 года работала бригада в количестве 3 человек по выполнению общественных работ, направленных на благоустройство жилого района (очистка южного берега реки Абакан от мусора и зарослей травы, очистка газонов и остановочных павильонов, формирование цветочных клумб, посадка цветочной рассады, полив и прополка цветов).

Активистами ТОС проводилась огромная работа по содержанию придомовых территорий частной застройки, совместно с председателями квартальных комитетов и специалистами УКХиТ систематически проводились рейды по санитарному состоянию дворов, велась разъяснительная работа среди жителей. Силами жителей района и учащихся школ, работников предприятий и организаций высаживались деревья и цветочная рассада.

Регулярно проводились заседания Совета района с приглашением председателей квартальных комитетов, на которых планировалась работа на месяц и подводились итоги сделанного. Членами Совета ТОС проводился ежедневный приём граждан. За отчётный период от граждан микрорайона поступило 8 письменных и 308 устных обращений. Все обращения рассмотрены, приняты меры к их удовлетворению.

Практически все культурно-массовые, спортивные мероприятия в жилом районе проводились активистами ТОС совместно с УКМиС, КРК «Атон», школами № 2, № 20, детскими садами «Тополёк», «Кристаллик», «Журавлик», клубом «Бригантина», ЦБС. Совет ТОС жилого района «Гавань» признан победителем проектов «Абакан – спортивный город» в группе «Развитие массовой физической культуры на территории города Абакана» по направлению «Спортивный азарт» (проекты «Последний герой» и «День рождения чудо-льда»).

В 2011 году ТОС жилого района «Полярный» разработан комплекс мероприятий по благоустройству и развитию общественной жизни в микрорайоне. В течение года по решению Совета микрорайона выполнены следующие мероприятия по благоустройству:

  • металлическое ограждение газона (22 метра);
  • освещение улицы Проточная (установлено 8 фонарей);
  • проведена отсыпка части дороги по улице Енисейской.

С июня по август 2011 года в микрорайоне проводился конкурс «Умей украсить место, где жить судьба велит», который предполагал оформление клумб, цветников, балконов. Практически все газоны у многоэтажных домов и многие усадьбы частного сектора были засажены цветами (высажено около 7 тысяч корней рассады на цветниках микрорайона), высажено 13 крупногабаритных деревьев сосны, 25 кустарников. Силами общественников регулярно поливались и пропалывались клумбы, проводилась подрезка деревьев и кустарников, ликвидированы 4 несанкционированные свалки, проводилась покраска скамеек, детских спортивных сооружений, еженедельная уборка берега дрены от мусора и зарослей травы.

В течение года на территории микрорайона активом ТОС проведено 42 рейда по противопожарной безопасности, 6 заседаний Совета профилактики микрорайона, 3 рейда в рамках акции «Семья», 5 сходов (собраний) граждан совместно с участковыми уполномоченными полиции по улицам жилого района, 28 культурно-массовых и 18 спортивных мероприятий.

Советом ТОС «Полярный» в течение 2011 года рассмотрено 215 обращений граждан, в том числе: письменных – 84 обращения, устных – 131 обращение. Обращения граждан, в основном, касаются следующих вопросов: отлов бродячих собак – 38 обращений; электроснабжение – 9 обращений; коммунальные услуги – 24 обращения; состояние дорог – 26 обращений; соблюдение правил содержания прилегающей к домам территории – 29 обращений; о работе общественного транспорта – 16 обращений; об оказании социальной помощи – 6 обращений и другие.

 Все 7 ТОС г. Абакана принимают активное участие в следующих городских мероприятиях:

  • соревнования по зимнему футболу среди дворовых команд;
  • городские конкурсы «Абакан – спортивный город», «Молодёжная инициатива», «Перекрёсток семи дорог», «Цветочная мозаика»;
  • городские субботники и двухмесячники по благоустройству города;
  • городские праздники «Проводы зимы», День города,
  • городские акции «Молодёжь против войны и террора»,  «Посылка солдату» и др.;
  • участие в конкурсе Администрации города Абакана «Лучший орган территориального общественного самоуправления города Абакана 2011 года».

Все органы территориального общественного самоуправления г. Абакана уделяют пристальное внимание вопросам благоустройства жилых районов города. В рамках празднования Дня города ежегодно проводятся праздники «День микрорайона», на которых подводятся итоги благоустройства. Активом ТОС проводится организационная и разъяснительная работа в трудовых коллективах предприятий и учреждений, с населением по месту по месту жительства, по привлечению их к уборке территорий, к посадке деревьев, кустарников, цветов. Еженедельно проводятся рейдовые проверки санитарного состояния территории жилых районов города. Обеспечивается участие жителей города, коллективов организаций и учреждений в проведение работ по очистке придомовых территорий, благоустройству парков. Приводятся в надлежащее состояние торговые киоски и павильоны. Проводится ревизия, ремонт и покраска всех видов ограждений, малых архитектурных форм во дворах и на спортивных площадках.

При непосредственном участии органов ТОС города Абакана проводятся культурно-массовые, спортивные мероприятия во всех жилых районах города. Совместно с участковыми уполномоченными, ИДН, КДН, социальными педагогами школ активисты ТОС регулярно проводят рейды по неблагополучным семьям. Не реже 1 раза в 2 месяца проводятся заседания Советов профилактики. Члены Советов профилактики участвуют в работе Советов профилактики школ, проводят вечерние рейды по проверке подъездов, общественных мест с целью определения занятости подростков, привлекают трудных подростков в спортивные секции, кружки, к выполнению общественных работ, ведут пропаганду здорового образа жизни через привлечение молодёжи к участию в культурно-массовых, спортивных мероприятиях.

Муниципальное образование город Саяногорск

На территории муниципального образования города по состоянию на 01.01.2012 года созданы и работают 15 ТОС (г. Саяногорск – 4; пгт. Майна – 4; пгт. Черёмушки – 7).

В 2011 году администрацией муниципального образования город Саяногорск утверждён план по развитию территориального общественного самоуправления в городе, в котором определены основные направления деятельности и ответственные лица из числа руководителей администрации.

В течение года в рамках оказания методической помощи населению в вопросах организации территориального общественного самоуправления администрацией города подготовлен пакет муниципальных правовых актов и учредительных документов для организации ТОС, который размещён на официальном сайте администрации муниципального образования город Саяногорск (решения Саяногорского городского Совета депутатов: о порядке регистрации устава ТОС, о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления с перечнем документов, муниципальная целевая программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2010-2012 годы», положение о проведении конкурса среди органов территориального общественного самоуправления муниципального образования г. Саяногорск).

Администрацией муниципального образования город Саяногорск основной упор делался на информирование жителей города через муниципальные СМИ о преимуществах территориального общественного самоуправления, привлечении жителей муниципалитета к решению вопросов местного значения. Продолжена работа по предоставлению методической и информационной помощи ТОС по основным направлениям работы: благоустройство, взаимодействие с управляющими жилищными компаниями, общественной безопасности, работе с детьми, охране общественного порядка, организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также предоставления социальной помощи незащищённым слоям населения.

Для более оперативного взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления муниципального образования город Саяногорск ответственный специалист администрации города за работу с ТОС регулярно выезжает в населённые пункты муниципалитета для оказания методической помощи, предоставления консультаций и решения возникающих вопросов обеспечения жизнедеятельности ТОС. В целях активизации деятельности органов ТОС председатели и активисты ТОС постоянно знакомятся с подготовленной администрацией города подборкой материалов по успешному опыту работы ТОС в других субъектах Российской Федерации.

Одним из основных направлений деятельности органов ТОС г. Саяногорска является работа с управляющими жилищными компаниями (УЖК). Для организации конструктивной работы с УЖК председателям ТОС выданы брошюры «ЖКХ. Наши права и обязанности», а также информационные материалы, предоставленные Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия, по правилам расчёта жилищно-коммунальных услуг и создания ТСЖ.

Муниципальное образование город Черногорск

Администрацией муниципального образования город Черногорск в течение 2010-2011 гг. проведена большая консультационная и организационная работа по организации территориального общественного самоуправления в городе. Для активного взаимодействия с органами ТОС постановлением главы города создан Совет по организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования город Черногорск.

В первом квартале 2011 года решением Совета депутатов г. Черногорска утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Черногорске.

Проведено 54 схода граждан и 176 консультационных совещаний с активом общественности города, инициативными гражданами, в результате которых создано 8 инициативных групп в количестве 80 человек для проведения работы по организации ТОС. Инициативными группами граждан, Советом по организации ТОС на территории г. Черногорска совместно с администрацией города подготовлены предложения по установлению границ 5 территорий ТОС, которые утверждены решением Совета депутатов г. Черногорска.

Разработаны методические рекомендации по проведению собраний по выборам делегатов на учредительную конференцию, порядок проведения учредительной конференции, оказана помощь инициативным группам граждан в предоставлении помещений для проведения учредительных конференций ТОС.

Совместно с членами инициативных групп Советом по организации ТОС на территории муниципального образования город Черногорск разработан проект устава ТОС.

В течение 2011 года проведены учредительные конференции по организации 5 ТОС (ТОС: «9 посёлок», «Западный», «Южный», «Майский», «Шахтёрский»). 

Избрано 5 Советов ТОС в количестве 85 человек, создано 30 комиссий, в которые вошли 120 активных жителей города. В границах 5 ТОС находятся 344 дома коммунального сектора, 9075 домов индивидуальной застройки, проживает 22 тыс. жителей.

Совет по организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования г. Черногорск работает плану, в котором определены формы взаимодействия органов местного самоуправления города с органами ТОС по следующим направлениям: благоустройство и озеленение территорий, работа по профилактике правонарушений граждан, контроль за рассмотрением обращений граждан, оказание помощи в социальных вопросах.

Муниципальное образование город Абаза

Территориальное общественное самоуправление г. Абазы осуществляет свою деятельность на всей территории города в виде единой структуры ТОС, разделённой по микрорайонам города.

Взаимодействие органов местного самоуправления муниципального образования г. Абаза с ТОС осуществляется в следующей форме: работу органов ТОС курирует первый заместитель главы муниципального образования, председатель или заместитель председателя ТОС присутствуют на общегородских планёрках, заседаниях комиссий по решению вопросов местного значения, глава муниципального образования г. Абаза, заместители главы, специалисты городской администрации присутствуют на собраниях жителей города, микрорайонов и других подразделений ТОС.

В течение 2011 года ТОС г. Абазы проводились мероприятия, направленные на улучшение условий жизни горожан, решение городских вопросов, в том числе: общественный контроль за сферой ЖКХ, правилами и нормами эксплуатации жилфонда и придомовой территории; совместно с правоохранительными органами осуществление рейдов по неблагополучным семьям и семьям с детьми, состоящими на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних; рассмотрение обращений граждан по бытовым вопросам; составление характеристик по обращениям Управления социальной поддержки населения муниципального образования г. Абаза; выполнение мероприятий по выявлению незаконного выращивания наркосодержащих растений, в том числе дикорастущих; общественный контроль за выполнением мероприятий по благоустройству города; организация жителей города на уборку придомовых территорий многоквартирных домов и улиц города; организация конкурса по благоустройству муниципального образования город Абаза по номинациям – «Лучшая усадьба», «Лучшая улица», «Лучший двор», «Лучший подъезд», «Благоустройство лучшего частного предприятия», «Лучший дачный участок» и номинация «Метла».

Органы ТОС г. Абазы в течение 2011 года внесли 4 проекта муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления города по вопросам благоустройства города, содержанию рынка и автодорог и предложения в программу социально-экономического развития города, из них 3 – принято органами местного самоуправления.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС г. Абазы организовано на высоком уровне. Все проблемы, возникающие у органов территориального общественного самоуправления города, решаются в тесном контакте с администрацией муниципального образования г. Абаза.

Муниципальное образование город Сорск

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальном образовании город Сорск образовано ТОС на территориях посёлка станция Ербинская и Сорский подхоз для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Органами местного самоуправления муниципального образования г. Сорск создаются необходимые условия для успешной работы ТОС. Решением Сорского городского Совета депутатов № 276 от 30.09.2005 утверждено «Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании город Сорск», которое конкретизирует права органов ТОС на участие в решении тех или иных вопросов. В октябре 2011 года Сорским городским Советом депутатов принято решение «О территориях, на которых действуют комитеты территориального общественного самоуправления муниципального образования город Сорск».

В настоящее время основу территориального общественного самоуправления в городе составляет комитет ТОС, который возглавляет староста. Избраны общественные комиссии (по работе с молодёжью, по благоустройству, по организации досуга населения).

Сфера деятельности ТОС ограничена проявлением собственных инициатив граждан в решении вопросов местного значения города. Комитет ТОС выполняет следующие функции:

  • организация мероприятий по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий;
  • деятельность по организации досуга населения (проведение праздников в посёлке, спортивных мероприятий);
  • оказание помощи ветеранам войны и инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям;
  • ремонт детских дворовых площадок;
  • уличное освещение;
  • ремонт автомобильных дорог общего пользования.

В октябре 2011 года постановлением главы муниципального образования город Сорск создан Совет по территориальному общественному самоуправлению при администрации города для решения следующих вопросов организации и развития ТОС:

  • создание условий для привлечения населения к процессам развития территориального общественного самоуправления;
  • совершенствование форм взаимного сотрудничества органов местного самоуправления с органами ТОС;
  • выработка эффективных механизмов поддержки деятельности ТОС органами местного самоуправления;
  • разработка и выполнение общегородских целевых программ, обсуждение проблем развития территорий на общих собраниях (сходах), конференциях, обобщение поступивших предложений и доведение их до разработчиков программ;
  • обобщение и распространение положительного опыта работы органов ТОС;
  • привлечение средств массовой информации к освещению опыта и результатов работы комитета ТОС, практики взаимодействия комитета ТОС с органами местного самоуправления города;
  • размещение информации о работе комитета ТОС на официальном сайте муниципального образования город Сорск в сети «Интернет».

Муниципальное образование Алтайский район

В течение 2011 года администрацией муниципального образования Алтайский район проводилась работа по оказанию органам местного самоуправления поселений методической помощи по организации территориального общественного самоуправления. Состояние работы по развитию ТОС в поселениях, входящих в состав муниципального района, проанализировано на рабочем совещании при главе муниципального образования Алтайский район.

На территории 6 поселений муниципального образования Алтайский район в 2011 году создано 7 территориальных общественных самоуправлений (2 ТОС в с. Новомихайловка Новомихайловского сельсовета, 1 ТОС в д. Смирновка Краснопольского сельсовета, 1 ТОС в д. Алтай Кировского сельсовета, 1 ТОС в д. Летник Новороссийского сельсовета, 1 ТОС в аале Сартыков Аршановского сельсовета, 1 ТОС в п. Изыхские Копи Изыхского сельсовета).

Уличные комитеты, созданные на территории муниципального образования Новомихайловский сельсовет, совместно с депутатами и общественными организациями (женским советом, советом ветеранов войны и труда, советом молодёжи) принимали активное участие в работе по благоустройству и озеленению села, в организации пастьбы скота и противопожарных мероприятиях, проведении сельских праздников, собраниях.

С целью оказания помощи Новомихайловской добровольной пожарной команде и администрации сельсовета члены уличных комитетов участвуют в работе по профилактике пожарной безопасности: проводят разъяснительные беседы с жителями села о необходимости уборки сухой травы возле приусадебных участков, о подготовке печного отопления к осенне-зимнему периоду, принимают участие во вручении жителям памяток по противопожарной безопасности.

В результате активной работы членов уличных комитетов Новомихайловский сельсовет занял 1 место по благоустройству среди поселений муниципального образования Алтайский район и награждён Дипломом Правительства Республики Хакасия в номинации «Лучшее муниципальное образование (сельское поселение) в области пожарной безопасности в 2011 году».

Муниципальное образование Аскизский район

В 2011 году администрацией Аскизского района разработаны методические рекомендации для органов местного самоуправления поселений по организации деятельности ТОС, принято решение создать ТОС в муниципальном образовании Пуланкольский сельсовет, как «пилотный» вариант, на базе уже имеющегося общественного Совета села, затем распространить опробированный опыт работы органов местного самоуправления поселения с органами ТОС среди других муниципальных образований поселений района.

В октябре 2011 года заместитель главы администрации Аскизского района, ответственный за организацию работы по созданию ТОС в поселениях муниципального района, совместно с главами поселений приняли участие в республиканском семинаре по развитию территориального общественного самоуправления в поселениях Республики Хакасия (г. Саяногорск). Но до настоящего времени органы ТОС в поселениях Аскизского района не созданы.

Муниципальное образование Бейский район

В течение 2011 года в сельских поселениях Бейского района проводилась работа по обобщению практики организации и развития территориального общественного самоуправления:

  • изучались методические рекомендации с предложениями Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия по активизации работы органов местного самоуправления в становлении и развитии ТОС;
  • специалисты сельских поселений принимали участие в районном семинаре-совещании по развитию ТОС, организованном совместно с Миннацполитики Хакасии;
  • главы и специалисты сельских поселений района приняли участие в республиканском семинаре «На пути к гражданскому обществу: ТОС – реальность и будущее» (г. Саяногорск);
  • проведена разъяснительная работа с жителями сельских поселений района о преимуществах территориального общественного самоуправления (на сходах (собраниях) граждан и через муниципальные СМИ) и получено одобрение граждан на создание ТОС в следующих населённых пунктах района: д. Малый Монок Большемонокского сельсовета; аал Верх Киндирла, д. Богдановка Бондаревского сельсовета; д. Будёновка Табатского сельсовета; д. Дехановка Бейского сельсовета; аал Шалгинов Куйбышевского сельсовета; с. Кирба Кирбинского сельсовета; д. Калы Сабинского сельсовета; д. Новониколаевка Новоенисейского сельсовета;
  • в 4 квартале 2011 года проведены сессии Советов депутатов вышеперечисленных сельских поселений муниципального образования Бейский район, на которых приняты решения по организации ТОС.

Таким образом,  за 2011 год в 8 сельских поселениях Бейского района создано 8 ТОС, которые  не являются юридическими лицами (уставы ТОС зарегистрированы в уполномоченном органе местного самоуправления).

Муниципальное образование Боградский район

Администрацией Боградского района в 2011 году проведена работа по созданию 2 ТОС на территории муниципального образования Боградский сельсовет (д. Давыдково и д. Белелик). В 5 населённых пунктах избраны старосты села, созданы уличные комитеты, которые, в основном, занимаются благоустройством.

Специалистами администраций сельсоветов проводятся подомовые обходы, информационные встречи с жителями населённых пунктов по созданию ТОС.

Вопрос о развитии ТОС в поселениях Боградского района неоднократно рассматривался на еженедельных планёрках у главы муниципального образования Боградский район, специалисты администрации и главы поселений района ознакомлены с опытом развития ТОС в г. Саяногорске.

Муниципальное образование Орджоникидзевский район

Администрацией муниципального образования Орджоникидзевский район в течение 2011 года проведены следующие мероприятия по организации ТОС в поселениях района:

  • проведено совещание с главами муниципальных образований сельпоссоветов, входящих в состав муниципального района, по вопросам организации и развития территориального общественного самоуправления;
  • создан консультативный совет по организации и развитию ТОС в поселениях района.

Во всех 9 поселениях муниципального образования Орджоникидзевский район приняты нормативные правовые акты, определяющие границы территорий, на которых осуществляется ТОС, порядок регистрации устава ТОС, порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения органам средств из местного бюджета.

В районной газете «Орджоникидзевский рабочий» опубликованы материалы, информирующие население о возможностях и преимуществах территориального общественного самоуправления.

Несмотря на проведённую в 2011 году администрацией Орджоникидзевского района организационную работу по созданию ТОС в поселениях, входящих в состав муниципального района, на 01.01.2012 года ни в одном поселении района не было образовано ни одного органа территориального общественного самоуправления.

Муниципальное образование Таштыпский район

На территории муниципального образования Таштыпский район в течение 2011 года зарегистрировано одно территориальное общественное самоуправление в д. Верхний Курлугаш Нижнесирского сельсовета, проведена подготовительная работа для создания ТОС в с. Таштып Таштыпского сельсовета. На сходах (собраниях) граждан в поселениях района специалисты районной администрации, главы и специалисты поселений информировали население о преимуществах территориального общественного самоуправления.

Администрацией Таштыпского района во все сельские Советы района направлены типовые нормативные правовые акты, необходимые для создания ТОС. Проводится организационное и методическое сопровождение создания и развития ТОС в поселениях Таштыпского района.

Муниципальное образование Усть-Абаканский район

В 10 муниципальных образованиях поселений Усть-Абаканского района в 2011 году проведена работа по созданию и организации деятельности территориального общественного самоуправления.

На данный момент, в разрезе поселений муниципального образования Усть-Абаканский район, в 9 сельских поселениях района создано 10 ТОС (Райковский сельсовет – 2; Доможаковский сельсовет – 1; Весенненский сельсовет – 1; Чарковский сельсовет – 1; Усть – Бюрский сельсовет – 1; Московский сельсовет – 1; Расцветовский сельсовет – 1; Сапоговский сельсовет – 1; Опытненский сельсовет – 1) и 2 ТОС создано в городском поселении Усть-Абаканский поссовет.

Все территориальные общественные самоуправления созданы без образования юридического лица, во всех поселениях района утверждены Положения, зарегистрированы уставы и определены границы ТОС. Избраны и утверждены председатели ТОС.

Основной целью ТОС является самостоятельное осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения.

Главы поселений Усть-Абаканского района являются ответственными лицами за организацию и взаимодействие органов местного самоуправления поселения с ТОС.

Муниципальное образование Ширинский район

При администрации муниципального образования Ширинский район создан консультативный совет по территориальному общественному самоуправлению, постановлением главы Ширинского района утверждено положение о консультативном совете.

Специалистами администрации района разработаны модульные правовые акты по вопросам создания и деятельности ТОС для органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования Ширинский район. С главами поселений района проведён семинар по организации и развитию территориального общественного самоуправления, доведена до сведения информация по порядку организации и деятельности ТОС, о необходимости содействия инициативным группам граждан в вопросах создания органов территориального общественного самоуправления. В настоящее время администрацией муниципального образования Ширинский район оказывается методическая и практическая помощь главам поселений по созданию органов ТОС.

2.2. Принятие и реализация муниципальных программ развития территориального общественного самоуправления, проведение конкурсов

Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия объективно заинтересованы в развитии ТОС на своей территории, поскольку территориальное общественное самоуправление позволяет лучше и оперативнее решать многие вопросы жизни населения. Поэтому они содействуют созданию, развитию и координации деятельности органов ТОС, осуществлению их полномочий.

    Впервые в 2011 году администрацией муниципального образования город Саяногорск в рамках реализации муниципальной целевой программы «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2010-2012 годы» проведён конкурс среди органов ТОС  города Саяногорска. К участию в конкурсе проектов были привлечены вновь образованные органы ТОС. Самые активные и работоспособные ТОС в г. Саяногорске созданы на базе существующих ТСЖ, жители  которых ранее были объединены общими вопросами управления коллективной собственностью, благоустройством придомовых территорий, работой с подростками и т.д.   

   При подготовке проектов на конкурс председателям ТОС даны консультации по определению наиболее перспективных направлений реализации общественных задач. В конкурсе приняли участие 11 ТОС города, которые представили 19 заявок по 4 номинациям. По решению конкурсной комиссии все 11 ТОС получили гранты на реализацию своих проектов. Полученные денежные средства органы ТОС использовали по назначению на:

  • ТОС «Зона отдыха» - ограждение водонапорной уличной колонки, восстановленной на денежные средства членов ТОС, изготовление игрушек для всех групп детского сада п. Майна;
  • ТОС «Берёзка» - разбивку плодового сада на придомовой территории;
  • ТОС «Уют» - благоустройство придомовой территории;
  • ТОС «Энергетик» - художественное оформление подъездов с привлечением воспитанников школы искусств п. Черёмушки;
  • ТОС «Комфорт» - обустройство парковки для автотранспорта жителей ТОС на придомовой территории;
  • ТОС «Успех» - оформление подъездов;
  • ТОС «Надежда» - благоустройство придомовой территории;
  • ТОС «Енисей» - обустройство детской спортивной площадки;
  • ТОС «Центральный» - организацию работы с детьми;
  • ТОС «Радуга» - благоустройство придомовой территории;
  • ТОС «Енисейское» - обустройство детской площадки.

Необходимо отметить, что немаловажную помощь в активизации работы органов территориального общественного самоуправления в 2011 году сыграли мероприятия, предусмотренные планом благоустройства территорий ТОС – завоз земли для озеленения дворовых территорий. Восемь ТОС, расположенные в многоквартирных домах, получили по 10 куб.м чернозёма для устройства цветочных клумб, восстановления плодородного слоя земли газонов, посадки деревьев и кустарников. Средства на эти мероприятия предусмотрены муниципальной целевой программой.

В бюджете муниципального образования г. Саяногорск на 2012 год предусмотрено увеличение объёма финансирования на поддержку и развитие территориального общественного самоуправления. Постановлением главы администрации муниципального образования город Саяногорск № 2304 от 16.11.2011 года утверждён план работы администрации по поддержке и развитию ТОС на 2012 год, которым предусмотрены мероприятия по дальнейшему совершенствованию работы с общественно-активными объединениями граждан по дальнейшему вовлечению жителей города в процессы формирования новых органов ТОС для эффективного решения вопросов местного значения, созданию комфортных условий проживания жителям города. В планах администрации города Саяногорск: совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления города с организациями ТОС для реализации социально значимых инициатив населения, стимулирование организаций ТОС для решения вопросов уставной деятельности и обмена опытом, расширение информационной поддержки деятельности ТОС.

В январе 2011 года постановлением главы города Абакана утверждено Положение, состав конкурсной комиссии, смета расходов на проведение конкурса «Лучший орган территориального общественного самоуправления города Абакана 2011 года». Данное Постановление о конкурсе ТОС было опубликовано в газете «Абакан», а также на официальном сайте администрации г. Абакана в сети Интернет.

Положением о конкурсе установлен порядок проведения конкурса, в конкурсе принимают участие органы территориального общественного самоуправления города Абакана. Организатором конкурса является администрация города.

Конкурс «Лучший орган территориального общественного самоуправления города Абакана 2011 года» проводился в целях:

  • активизации деятельности органов ТОС по привлечению населения города Абакана к решению вопросов местного значения;
  • развития и реализации творческого потенциала населения города Абакана на самоуправляемых территориях;
  • совершенствования механизма поддержки и поощрения органов ТОС администрацией города Абакана;
  • обобщения и распространения положительного опыта работы органов ТОС.

Победители конкурса награждаются дипломами победителя конкурса и денежной премией: за 1-е  место – 50,0 тысяч рублей, за 2-е место – 30,0 тысяч рублей, за 3-е место – 20,0 тысяч рублей. Всего на проведение конкурса предусмотрено 100 тысяч рублей.

В декабре 2011 года постановлением главы города Черногорска утверждена городская целевая программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления в 2012 году» на сумму 360 тысяч рублей, по программе «Наш двор на 2012-2015 гг.» на приобретение и установку малых форм в 2012 году запланировано 470 тысяч рублей.

В течение 2011 года от общественников (председателей уличных, квартальных комитетов, уполномоченным по домам) подано 398 заявок на городской конкурс «Городские цветы – 2011», победителям вручены денежные премии на сумму 120 тысяч рублей. Всего призовой фонд составил 170 тысяч рублей.

На проведение праздников улиц и дворов профинансировано 90 тысяч рублей в рамках реализации городской целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия народа Черногорска на 2009-2011 гг.».

В 2011 году приобретено 20 игровых площадок, которые будут установлены по месту жительства.

В ноябре 2011 года постановлением главы муниципального образования Копьёвский поссовет утверждена муниципальная целевая программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2012-2014 годы», согласно которой объём финансирования на развитие ТОС составляет: в 2012 году – 100,0 тыс. руб., в 2013 году – 110,0 тыс. руб., в 2014 году – 120,0 тыс. руб.

3. Предложения по активизации работы органов местного самоуправления муниципальных образований в становлении и развитии территориального общественного самоуправления

Основными проблемами, сдерживающими развитие ТОС в Республике Хакасия, являются:

  • несовершенство механизмов взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями ТОС;
  • недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем территорий муниципальных образований;
  • низкий уровень активности гражданского общества в решении проблем развития территорий;
  • недостаточная информированность населения о работе и преимуществах ТОС.

В целях дальнейшего вовлечения жителей муниципальных образований поселений Республики Хакасия в процессы формирования и развития ТОС, совершенствования организации и взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с организациями ТОС в реализации социально значимых инициатив населения, Министерство рекомендует:

Главам муниципальных образований городских округов:

  • использовать  опыт работы администраций городов Абакана, Саяногорска, Абазы по поддержке и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории муниципальных образований;
  • разработать и принять необходимые нормативные правовые документы по совершенствованию деятельности ТОС;
  • проводить семинары для специалистов органов местного самоуправления и актива ТОС городского округа по обмену опытом работы в вопросах организации и развития территориального общественного самоуправления;
  • организовать проведение  городского конкурса «Лучший орган территориального общественного самоуправления года» (изучить и использовать опыт работы администрации города Абакана);
  • усилить пропаганду муниципальными средствами массовой информации роли ТОС в решении вопросов развития территорий, реализации собственных инициатив в решении вопросов местного значения и формирования гражданского общества на территории городского округа;
  • регулярно обобщать  практику функционирования ТОС, взаимодействия с органами местного самоуправления города и направлять обобщённую информацию в Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия  (за текущий год – не позднее 30 декабря) и муниципальные средства массовой информации для информирования жителей муниципального образования.

 Главам муниципальных районов Республики Хакасия:

  • в течение первого полугодия 2012 года проанализировать состояние организации работы по становлению и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) в поселениях, входящих в состав муниципального района, и принять исчерпывающие меры по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления поселений района в становлении и развитии ТОС;
  • изучить опыт работы администраций Алтайского, Бейского, Усть-Абаканского районов  по становлению и развитию ТОС в муниципальных образованиях поселений, входящих в состав муниципального района;
  • проанализировать в течение 2-го квартала 2012 года эффективность работы консультативных советов (рабочих групп и др.) при администрации района по организации и развитию ТОС в муниципальных образованиях поселений;
  • усилить пропаганду муниципальными СМИ преимуществ территориального общественного самоуправления, роли ТОС в развитии территорий, реализации собственных инициатив в решении вопросов местного значения поселений и формирования гражданского общества;
  • регулярно обобщать  практику функционирования ТОС, взаимодействия с органами местного самоуправления поселений и направлять обобщённую информацию в Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия  (за текущий год – не позднее 30 декабря) и муниципальные средства массовой информации для информирования жителей муниципального образования.

Заместитель Министра                                                               А. Челтыгмашев