Информация об организации и развитии территориального общественного самоуправления в Республике Хакасия в 2014 году
Основополагающим правовым актом, регулирующим порядок организации территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) стал Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон определяет ТОС как форму самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС является наиболее крупной по территориальному охвату формой организации граждан по месту жительства, которая вправе выдвигать инициативные предложения в целях улучшения качества жизни населения.
При недостаточности финансовых и иных ресурсов и постоянно возрастающей гражданской активности населения важным условием благополучного развития муниципальных образований (поселений) становится развитие ТОС. Эффективное функционирование местного самоуправления напрямую зависит от того, насколько активно участвует местное сообщество в управлении муниципалитетом.
В Республике Хакасия 100 муниципальных образований, в том числе: 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 4 городских поселения, 83 сельских поселения.
Количество муниципальных образований (поселений) Республики Хакасия
Необходимость дальнейшего развития ТОС определена государственной программой Республики Хакасия «Региональная политика Республики Хакасия (2014-2016 годы)», утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 622 (с последующими изменениями) (далее – государственная программа). Одним из целевых показателей государственной программы является показатель, предполагающий увеличение доли муниципальных образований поселенческого уровня, в которых созданы и функционируют органы ТОС.
В 2014 году планировалось, что доля муниципальных образований поселенческого уровня, в которых созданы и функционируют органы ТОС составит 45% от общего количества муниципальных образований (поселений) Республики Хакасия. При взаимодействии Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия (далее – Министерство) с органами местного самоуправления в течение 2014 года данный показатель был выполнен (из 92 поселений республики в 42 созданы и функционируют органы ТОС (45,6%).
На территории республики по состоянию на 31.12.2014 года действуют 94 органа ТОС (34 - в муниципальных образованиях городских округов и 60 - в городских и сельских поселениях муниципальных районов) в различных организационно правовых формах: зарегистрированных в установленном порядке главами муниципальных образований уставов ТОС – 92 органа ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица в Управлении Министерства юстиции по Республике Хакасия – 2 (ТОС «Инициатива» Таштыпского сельсовета Таштыпского района, ТОС «Маяк» Подсинского сельсовета Алтайского района).
Количество органов ТОС в Республике Хакасия
(в сравнении с 2013 годом)
В городах Республики Хакасия нормативная база по развитию органов ТОС в соответствии с российским законодательством сформирована в 4 из 5 городских округов. Во всех городах республики приняты муниципальные целевые программы по поддержке и развитию ТОС: подпрограмма «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами в МО г. Абаза на 2014 -2016 годы»; вопросы поддержки и развития органов ТОС в г. Абакане вошли и полностью отражены в одном из разделов «Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года», который прошёл экспертизу и процедуру общественного обсуждения, утверждён Решением Совета депутатов г. Абакана от 18.03.2014 № 78; ведомственная муниципальная целевая программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления МО г. Саяногорск на 2013 - 2015 годы»; муниципальная целевая программа по развитию ТОС в МО г. Сорск; муниципальная программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2015 год» в МО г.Черногорск. Во всех городских округах проводятся муниципальные конкурсы среди органов ТОС, предусмотрена система поощрения лидеров, активистов и руководителей ТОС. Организовано взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС через проведение собраний, совещаний, встреч, семинаров, отчётных и отчётно-выборных конференций, совместных мероприятий, ежемесячных планёрок у главы города или заместителя главы, курирующего вопросы работы с органами ТОС. В администрациях городов принимаются комплексные планы мероприятий по развитию ТОС, в том числе мероприятий по выполнению резолюции II Республиканского форума органов ТОС в части, касающейся органов местного самоуправления, органов ТОС, муниципальных СМИ; деятельность ТОС освещается муниципальными печатными изданиями, информация о работе органов ТОС размещается на официальных сайтах администраций, также о работе органов ТОС в муниципалитетах издаются листовки и распространяются среди местного населения.
В г. Абаза действует Совет ТОС, в который входят руководители ТОС 11 микрорайонов. Все они действуют на основании Положения об организации ТОС в г. Абаза от 10.07.2003 года. Советом ТОС ведется огромная работа, в 2013 году он отметил 10-летний юбилей. Но с правовой точки зрения деятельность органов ТОС микрорайонов города Абазы не совсем законна, так как у них не приняты и не зарегистрированы уставы в соответствии с действующим законодательством. В 2015 году администрация г. Абазы запланировала зарегистрировать уставы органов ТОС в соответствии с требованием российского законодательства. В целях наиболее тесного взаимодействия депутатов городского Совета и избирателей - населения города - рассматривается вопрос о возможности организации на территории города органов ТОС в соответствии с количеством территориальных избирательных участков.
В г. Абакане действуют 7 органов ТОС, которые включены в систему органов местного самоуправления: руководители ТОС являются выборными лицами, и в то же время занимают муниципальные должности в соответствии с уставом города и бюджетным кодексом. Кроме того все старосты являются действующими депутатами Совета депутатов города Абакана. Финансовая поддержка деятельности ТОС осуществляется через систему муниципальных грантов для ТОС и финансирования части расходов через участие структурных подразделений администрации города в текущей деятельности ТОС. Абаканцам не нужно объяснять, что такое ТОС и для чего оно нужно. Они живут в нем и пользуются результатами его деятельности.
В г. Саяногорске функционирует 21 орган ТОС, из которых 5 органов пока не зарегистрированы, но документы для регистрации администрацией готовятся и в 2015 году планируется зарегистрировать их уставы. Органы ТОС МО г. Саяногорск помимо других направлений деятельности контролируют текущий и капитальный ремонт многоквартирных домов (подписывают акты выполненных работ, контролируют показания приборов учета в домах, согласовывают их), активно работают с должниками по оплате услуг ЖКХ, осуществляют поквартирные и подворовые обходы. 13 декабря 2014года в рп Майна проведён первый форум ТОС муниципального образования г. Саяногорск, на котором присутствовали председатели и активисты ТОС г.Саяногорска, рп Майна и рп Черемушки. Целью форума являлось содействие развитию ТОС в муниципальном образовании г.Саяногорск как формы самоорганизации граждан для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, и, как следствие, содействие институтам гражданского общества в целом.
В муниципальном образовании г. Сорск функционирует 1 орган ТОС в п.ст. Ербинская. В активе организации состоят 10 человек, каждый из них отвечает за свой сектор работы. Решением конференции от 05.04.2014 года в составе ТОС зарегистрировано молодёжное объединение «Движение – жизнь!».
На территории МО г. Черногорск созданы 10 органов ТОС, в которых активно работают 40 комиссий по вопросам благоустройства и взаимодействия с управляющими компаниями, с предприятиями, организациями и предпринимателями, с депутатами Верховного Совета Республики Хакасия и Совета депутатов г. Черногорска, по работе с семьёй, социальным вопросам, организации досуга, спортивной работе, профилактике правонарушений и преступлений.
В администрации г. Черногорска действует координационный Совет по организации и развитию ТОС. Члены ТОС входят в рабочие группы (четвёрки), которые разбиты по секторам города, в состав которых входят представители ТОС, администрации города, депутат округа и участковый уполномоченный. Рабочими группами организуется работа по различным видам деятельности администрации.
Численность ТОС в городских округах (ГО) Республики Хакасия
на 31.12.2014 года
№ п/п |
Наименование муниципального образования (ГО) |
Количество ГО, в которых осуществляется ТОС |
Количество ТОС в ГО |
1 |
Абаза |
0 |
0 |
2 |
Абакан |
1 |
7 |
3 |
Саяногорск |
1 |
16 |
4 |
Сорск |
1 |
1 |
5 |
Черногорск |
1 |
10 |
Итого: |
4 |
34 | |
Всего МО (ГО), в которых осуществляется ТОС / в них органов ТОС: 4/34 |
Главы муниципальных образований (поселений) Республики Хакасия всё больше убеждаются в значимости ТОС для развития территории, в следствие чего в 2014 году наблюдается рост муниципальных образований (поселений), в которых создались органы ТОС.
Общее количество муниципальных образований (поселений),
в которых созданы органы ТОС
(в сравнении с 2013 годом)
В Алтайском районе созданы и активно работают 9 органов ТОС, из них 3 – в Подсинском сельсовете, причём ТОС «Маяк» зарегистрирован в качестве юридического лица. Администрацией района в конце 2014 года принят Комплексный план по развитию и поддержке ТОС на 2015 год.
В Аскизском районе по состоянию на 31.12.2014 года органы ТОС не созданы. Работа по вопросам развития ТОС на территории района планируется районной администрацией в 2015 году.
Администрацией Бейского района разработан план развития ТОС на 2014 год. В районе действуют 8 органов ТОС, причём 3 из них (в Бейском, Большемонокском и Бондаревском сельсоветах) - в малых и отдалённых сёлах, которые в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 15.01.2013 № 01-рп «О закреплении за исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия сельских населённых пунктов» (с последующими изменениями) и в целях реализации государственной программы Республики Хакасия «Сохранение и развитие малых и отдалённых сёл Республики Хакасия (2013-2015 годы)» закреплены за определёнными исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия. Администрацией Большемонокского сельсовета Бейского района, на территории которого расположено малое село аал Усть-Сос, закреплённое за Министерством, в декабре 2014 года проведена работа по утверждению границ органа ТОС «Усть-Сос» и рассмотрению его устава. Регистрация устава ТОС запланирована на январь 2015 года.
Информация по развитию ТОС в муниципальных районах (МР) РХ,
в том числе в малых и отдалённых сёлах на 31.12.2014 года
МР |
Кол-во МО (поселений) в МР / доля МО, в которых созданы и функционируют органы ТОС (%) |
Кол-во малых (м), отдалённых (о), иных (и) сёл в МР / в них органов ТОС |
Кол-во населённых пунктов в МР, в которых созданы органы ТОС / в них орг. ТОС |
Кол-во населённых пунктов в МР, в которых НЕ СОЗДАНЫ органы ТОС / их доля в МР |
Доля МО в МР, принявших участие в конкурсе на лучшую местную администрацию по работе с ТОС-2014 |
Алтайский район |
9 МО, из них в 7 МО созданы органы ТОС / 78 % |
2(м) + 1(и) = 3 / 0 |
7 / 9 |
12 / 58 % |
11 % |
Аскизский район |
14 МО / 0 % |
31(м) + 5(о) + 1(и) = 37 / 0 |
0 / 0 |
64 / 100 % |
0 % |
Бейский район |
9 МО, из них в 7 МО созданы органы ТОС / 78 % |
5(м) + 1(о) + 3(и) = 9 / 3 |
8 / 8 |
20 / 71 % |
22 % |
Боградский район |
10 МО, из них в 3 МО созданы органы ТОС / 30 % |
7(м) + 1(о) + 7(и) = 15 / 1 |
3 / 3 |
25 / 89 % |
10 % |
Орджони- кидзевский район |
9 МО, из них в 2 МО созданы органы ТОС / 22 % |
4(м) + 5(о) = 9 / 0 |
2 / 9 |
21 / 91 % |
11 % |
Таштыпский район
|
8 МО + межселенная территория, из них в 4 МО созданы органы ТОС / 50 % |
10(м) + 6(о) = 16 / 3
|
4 / 5 |
28 / 88 % |
25 % |
Усть-Абаканский район |
13 МО, из них в 10 МО созданы органы ТОС / 77 % |
12(м) + 9(и) = 21 / 6 |
14 / 16 |
25 / 64 % |
23 % |
Ширинский район |
15 МО, из них в 5 МО созданы органы ТОС / 33 % |
10(м) + 5(о) + 1(и) = 16 / 0 |
7 / 10 |
31 / 82 % |
7 % |
ВСЕГО по МР РХ: |
87 МО, из них в 38 МО созданы органы ТОС / 44 % |
81(м)+23(о)+ 22(и)=126/13 |
45 / 60 |
226 / 83 % |
13 % |
На территории Боградского района действуют 3 органа ТОС, в том числе 1 – в малом селе д. Давыдково Боградского сельсовета. Принятие муниципальной программы по оказанию финансовой поддержки органам ТОС администрацией района планируется в 2015 году.
В Орджоникидзевском районе организованы 9 органов ТОС, из них в районном центре (п. Копьево) 8 органов, 1 – в Устинкинском сельсовете. В целях активизации органов местного самоуправления в развитии ТОС Администрацией района принята муниципальная программа «Развитие территориального общественного самоуправления в Орджоникидзевском районе (2014 – 2016 гг.)», предусматривающая поддержку финансовой деятельности органов ТОС. Администрацией Копьевского поссовета в 2011 году была принята долгосрочная муниципальная целевая программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2012-2014гг.», в результате которой на развитие ТОС в поселении в 2014 году было израсходовано 143 тысячи рублей. Наличие данной программы оказало положительное влияние на деятельность органов ТОС, значительно повысило их активность. Помимо финансовой поддержки поссовета, органы ТОС привлекают и иные источники финансирования: помощь индивидуальных предпринимателей, строительных и дорожных организаций.
На территории Таштыпского района функционирует 5 органов ТОС, из них 3 – в малых и отдалённых сёлах Арбатского (д. Большие Арбаты закреплена за Министерством), Бутрахтинского и Нижнесирского сельсоветов (д. Верхний Курлугаш также закреплена за Министерством). Администрацией Таштыпского сельсовета принята муниципальная программа «Поддержка территориального общественного самоуправления на 2013-2015г.», также в 2014 году администрация сельсовета выиграла грант в Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия в размере 75 тысяч рублей в помощь ТОС для оборудований площадки отдыха для старшего поколения.
На территории Усть-Абаканского района действуют 16 органов ТОС, из них 6 – в малых и иных сёлах Московского, Опытненского, Райковского и Чарковского сельсоветов. Администрациями Солнечного и Райковского сельсоветов принята муниципальная программа «Финансовая поддержка и развитие территориального общественного самоуправления на 2014-2016г.г.»
В Ширинском районе созданы и активно работают 10 органов ТОС. Администрацией района разрабатывается муниципальная программа по развитию ТОС в 2015 году.
Координационные (консультативные) Советы по развитию ТОС созданы с целью оказания содействия осуществлению территориального общественного самоуправления и подготовки предложений по созданию благоприятных условий для формирования и развития ТОС в поселениях 4 муниципальных районов: Боградском, Таштыпском, Усть-Абаканском и Ширинском.
Органы местного самоуправления сельских и городских поселений Республики Хакасия также поддерживают деятельность органов ТОС: вопросы развития территориального общественного самоуправления рассматриваются на расширенных планёрках и рабочих совещаниях при главах местных администраций, оказывается помощь в выделении помещений для сбора актива, проведения заседаний и мероприятий, организационная, правовая, информационная и методическая помощь, выделяются средства на проведение конкурсов, праздников, решение местных проблем по заявкам органов ТОС, размещается справочная информация на официальных сайтах сельских администраций и т.д.
Численность ТОС в городских (ГП) и сельских (СП) поселениях муниципальных районов Республики Хакасия на 31.12.2014 года
№ п/п |
Наименование муниципального района |
Количество ГП / ГП, в которых осуществляется ТОС (количество органов ТОС) |
Количество СП / в них населённых пунктов |
Количество СП, в которых осуществляется ТОС (количество органов ТОС) | |
1 |
Алтайский район |
-/- |
9/19 |
7 (9) | |
2 |
Аскизский район |
3/- (0) |
11/61 |
- (-) | |
3 |
Бейский район |
-/- |
9/28 |
7 (8) |
|
4 |
Боградский район |
-/- |
10/28 |
3 (3) |
|
5 |
Орджоникидзевский район |
-/- |
9/23 |
2 (9) |
|
6 |
Таштыпский район |
-/- |
8/32 |
4 (5) |
|
7 |
Усть-Абаканский район |
1/1 (1) |
12/38 |
9 (15) |
|
8 |
Ширинский район |
-/- |
15/38 |
5 (10) |
|
Итого: |
4/1 (1) |
83/277 |
37 (59) |
| |
Всего МО (СП), в которых осуществляется ТОС / в них органов ТОС: 38 / 60 |
|
В целях дальнейшего вовлечения жителей муниципальных образований поселений Республики Хакасия в процессы формирования и развития ТОС Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» регулярно выезжают в районы республики, проводят встречи и консультации с главами поселений и районных администраций по вопросам организации ТОС, проводят семинары, фестивали, форумы, направленные на развитие ТОС в республике, разрабатывают модельные нормативные правовые акты в помощь органам МСУ и инициативным группам в поселениях для организации и регистрации ТОС, регулярно пополняют раздел «ТОС ХАКАСИИ» на сайте Ассоциации, в котором представлены лучшие практики развития ТОС как в нашей республике, так и в других регионах Российской Федерации, осуществляют поддержку при юридической регистрации органов ТОС. При юридической регистрации у исполнительного органа ТОС возникают дополнительные обязанности в том числе по бухгалтерской отчётности, что сдерживает юридическую регистрацию ТОС и соответственно возможность их финансовой поддержки напрямую из бюджетов разных уровней. В данном направлении целесообразно оказывать государственную поддержку самих муниципальных образований на развитие органов ТОС посредством принятия закона РХ «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Республике Хакасия» и проведения республиканского конкурса «Лучшая местная администрация муниципального образования поселения Республики Хакасия по работе с территориальным общественным самоуправлением».
Так, например, в целях активизации деятельности органов местного самоуправления Аскизского района по развитию территориального общественного самоуправления (на 31.12.2014 года в районе действует 1 ТОС, но не сформирована муниципальная правовая база, регулирующая деятельность ТОС) представители Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия и Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» неоднократно выезжали в район, проводили встречи и консультации с главами поселений и районной администрацией по вопросам организации ТОС.
В декабре 2014 года Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия организовано и проведено выездное рабочее совещание по вопросам создания органов ТОС в поселениях Аскизского района. На рабочее совещание были приглашены главы и специалисты всех поселений района, представители общественных организаций, муниципальных СМИ Аскизского района. В ходе совещания были заслушаны заместитель главы района, ответственный за развитие ТОС на территории района, главы администраций поселений, которые рассказали о проблемах и задачах в становлении и развитии ТОС в муниципальных образованиях (поселениях) Аскизского района, о планах администраций Аскизского и Пуланкольского сельсоветов по становлению и развитию ТОС на территории сельсоветов; все присутствующие на совещании главы муниципальных образований (поселений) района также высказали своё мнение и внесли предложения по теме, затронутой на совещании. Опытом работы по развитию ТОС поделились приглашённые главы администраций Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района и Таштыпского сельсовета Таштыпского района. Опыт этих муниципалитетов было решено использовать в работе по созданию и функционированию органов ТОС в поселениях Аскизского района.
Специалистами Министерства была доведена информация до участников совещания о формах государственной поддержки развития ТОС в Республике Хакасия. Присутствующими на совещании главами поселений принято решение провести в течение I полугодия 2015 года работу по созданию и организации деятельности органов ТОС в поселениях, разработав и приняв нормативную правовую базу в соответствии с требованиями российского законодательства с использованием методического материала, представленного Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия; выявив и подготовив лидеров и актив для работы в органах ТОС; главе Аскизского района рекомендовано утвердить Комплексный план развития ТОС в поселениях Аскизского района на 2015 год; разработать и утвердить в 2015 году муниципальную целевую программу по организации и развитию ТОС в районе. Министерству национальной и территориальной политики Республики Хакасия рекомендовано продолжить в 2015 году практику проведения выездных совещаний по развитию ТОС с целью оказания консультационной и методической помощи муниципальным образованиям Аскизского района, а также распространения опыта наиболее успешных моделей деятельности органов ТОС.
В июле 2014 года специалистами Министерства проведён семинар-совещание с заместителями глав муниципальных образований городских округов и муниципальных районов, курирующими работу с органами ТОС, и с ответственными за организацию работы с органами ТОС в городских округах и муниципальных районах Республики Хакасия, на котором был поднят ряд вопросов, касающихся развития ТОС в Республике Хакасия, и принят ряд решений с рекомендациями главам муниципальных образований активизировать участие ТОС в социально-экономическом развитии муниципального образования; вовлекать население в процессы формирования и развития ТОС в целях эффективного решения вопросов местного значения; повышать уровень информированности населения о деятельности ТОС, обеспечивать свободный доступ к информации о ТОС; активизировать работу координационно-совещательных органов по поддержке и развитию ТОС в муниципальных образованиях.
При поддержке Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия» в августе 2014 года в с. Солнечное Усть-Абаканского района организовано проведение межрайонного семинара-совещания по развитию ТОС в Республике Хакасия «ТОС РХ – перспективы развития!» для глав администраций, специалистов и актива ТОС поселений, заместителей глав и специалистов, ответственных за развитие ТОС в Алтайском, Боградском и Усть-Абаканском районах. В работе семинара-совещания приняли участие 66 человек. Были рассмотрены вопросы о проблемах и задачах по развитию ТОС в поселениях муниципальных районов, о роли Советов депутатов в становлении, развитии и поддержке ТОС; о достижениях ТОС в населённых пунктах Солнечного сельсовета и мерах его поддержки администрацией сельсовета; о задачах администраций муниципальных районов и поселений Республики Хакасия в становлении и развитии ТОС и организационных мерах поддержки Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия процесса развития ТОС в республике. По результатам семинара-совещания главам муниципальных образований Республики Хакасия было рекомендовано разработать и утвердить на 2015 год муниципальные программы по организации и развитию ТОС; внедрить в практику работы администраций освещение деятельности органов ТОС в местных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления; внедрить в практику работы привлечение депутатов представительных органов муниципальных образований к участию и взаимодействию с органами ТОС, проведению тематических депутатских слушаний по актуальным вопросам деятельности органов ТОС; уделить особое внимание организации ТОС в малых и отдалённых сёлах Республики Хакасия; предпринять комплекс мер по оказанию реальной финансовой, материальной, практической, методической, организационной, консультационной помощи органам ТОС. Министерству рекомендовано продолжать практику проведения межрайонных выездных семинаров по развитию ТОС с целью оказания консультационной и методической помощи муниципальным образованиям республики, а также распространения опыта наиболее успешных моделей деятельности органов ТОС; рассмотреть вопрос о создании новых форм поддержки ТОС в Республике Хакасия; включить в план законопроектной работы Республики Хакасия на 2015 год вопрос о законе Республики Хакасия «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Республике Хакасия». Также в данном семинаре-совещании приняли участие представители муниципальных печатных СМИ и специалисты Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова, с которой Министерство тесно взаимодействует по направлениям деятельности и ресурсы которой могут быть использованы администрациями муниципальных образований при организации и развитии ТОС на территории республики.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления Республики Хакасия в дальнейшей работе по вовлечению жителей муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений республики в процессы формирования, становления, функционирования и развития ТОС, совершенствования взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления республики с ТОС в реализации социально значимых проектов и инициатив населения, формирования у населения самоуправленческой активности и создания условий для её реализации в форме ТОС по инициативе Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия в соответствии с поручением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия В.М. Зимина в число мероприятий государственной программы Республики Хакасия «Региональная политика Республики Хакасия (2014-2016 годы)» включён республиканский конкурс «Лучшая местная администрация муниципального образования (поселения) по работе с территориальным общественным самоуправлением».
Конкурс проводился в 2014 году впервые. Организатором Конкурса является Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия при содействии Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия».
Конкурс проводится среди городских округов, городских и сельских поселений Республики Хакасия в целях совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС по реализации социально значимых проектов и инициатив граждан, формирования у населения самоуправленческой активности и создания условий для её реализации в форме территориального общественного самоуправления.
Основными задачами проведения Конкурса являются:
определение администраций муниципальных образований (поселений), добившихся наилучших результатов в работе с ТОС;
повышение заинтересованности органов местного самоуправления в организации и развитии ТОС;
организация эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС и населением;
повышение активности жителей в решении вопросов местного значения, в процессах управления муниципальным образованием;
изучение успешных моделей деятельности органов ТОС в поселениях Республики Хакасия, распространение опыта их работы.
На участие в Конкурсе 2014 года заявились 14 муниципальных образований (поселений) Республики Хакасия: в номинации «Лучшая местная администрация сельского (городского) поселения Республики Хакасия по работе с территориальным общественным самоуправлением» приняли участие 11 муниципальных образований (поселений) из 7 муниципальных районов из 8, в номинации «Лучшая местная администрация городского округа Республики Хакасия по работе с территориальным общественным самоуправлением» – 3 муниципальных образования из 5.
На поощрение победителей Конкурса государственной программой в 2014 году были предусмотрены денежные средства в сумме 340 тысяч рублей.
По результатам рейтинговой оценки Оргкомитетом 10 октября 2014 года победителями конкурса в каждой номинации из числа муниципальных образований – участников конкурса признаны:
в номинации «Лучшая местная администрация сельского (городского) поселения Республики Хакасия по работе с территориальным общественным самоуправлением»
I место – диплом I степени и премия в размере 70 тыс. рублей – администрация муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района;
II место – диплом II степени и премия в размере 45 тыс. рублей – администрация муниципального образования Подсинский сельсовет Алтайского района;
III место – диплом III степени и премия в размере 25 тыс. рублей – администрация муниципального образования Таштыпский сельсовет Таштыпского района.
В номинации «Лучшая местная администрация городского округа Республики Хакасия по работе с территориальным общественным самоуправлением»
I место – диплом I степени и премия в размере 90 тыс. рублей – администрация муниципального образования г. Черногорск;
II место – диплом II степени и премия в размере 65 тыс. рублей – администрация муниципального образования г. Саяногорск;
III место – диплом III степени и премия в размере 45 тыс. рублей – администрация муниципального образования г. Абакан.
Награждение победителей Конкурса – 2014 состоялось на II Республиканском форуме органов ТОС Республики Хакасия в октябре 2014 года.
II Республиканский форум органов ТОС Республики Хакасия, проведенный в 2014 году (далее – Форум) – это открытое мероприятие, проводимое для граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, представителей заинтересованных органов власти и общественных организаций Республики Хакасия, включающее различные формы обсуждения, консультирования, обмена опытом и подведения итогов деятельности по развитию ТОС в Республике Хакасия.
Учредителем и организатором Форума являлось Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия, проводился он при поддержке Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Хакасия», Общественной палаты Республики Хакасия Администрации муниципального образования город Черногорск.
В Форуме приняли участие 450 человек: делегации муниципальных образований городских округов (муниципальных районов) Республики Хакасия из числа представителей органов ТОС, глав и заместителей глав муниципальных образований (поселений), специалистов, ответственных за организацию взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС.
К участию в Форуме также были приглашены представители федеральных и республиканских органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления муниципальных образований (поселений), общественных организаций и иных структур гражданского общества, республиканских и муниципальных средств массовой информации, а также заинтересованные инициативные граждане, проявляющие активную жизненную позицию по вопросам участия населения в осуществлении местного самоуправления, которые приняли активное участие в работе «круглых столов» по следующим направлениям:
«Об опыте работы органов территориального общественного самоуправления Республики Хакасия»;
«О формах государственной и муниципальной поддержки развития ТОС в Республике Хакасия»;
«Территориальное общественное самоуправление Хакасии: навстречу 70-летию Победы».
Обсудив состояние, проблемы и перспективы развития ТОС, участники II Республиканского форума органов ТОС Республики Хакасия приняли резолюцию, которая является программным документом по дальнейшему развитию ТОС в Республике Хакасия.
Министерством в течение 2014 года разработан и вынесен на согласование проект закона Республики Хакасия «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Республике Хакасия». Данный закон определяет цели, задачи, основные принципы, формы государственной поддержки ТОС в Республике Хакасия, разграничивает полномочия органов государственной власти Республики Хакасия в сфере государственной поддержки территориального общественного самоуправления.
Целью государственной поддержки ТОС является создание благоприятных условий и стимулов для развития ТОС как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Задачами государственной поддержки ТОС являются:
активизация участия ТОС в социально-экономическом развитии Республики Хакасия;
вовлечение населения Республики Хакасия в процессы формирования и развития ТОС в целях осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения;
совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия с органами ТОС в целях реализации социально значимых инициатив населения;
повышение уровня информированности населения Республики Хакасия о деятельности ТОС, обеспечение свободного доступа к информации о ТОС.
Направление поддержки и стимулирования развития ТОС в поселениях Республики Хакасия в 2014-2016 годах предполагает проведение следующих мероприятий:
- разработку методических материалов и рекомендаций органам местного самоуправления поселений Республики Хакасия с обоснованием оптимальных условий эффективной организации деятельности ТОС;
- изучение и обобщение передового опыта работы организаций ТОС в Республике Хакасия и других субъектах Российской Федерации, и издание информационных бюллетеней, брошюр, буклетов;
- подготовку нормативно-правовых документов по совершенствованию деятельности ТОС в муниципальных образованиях;
- организацию и проведение республиканских, кустовых (межмуниципальных) обучающих совещаний, семинаров, фестивалей, конференций, форумов для работников местного самоуправления и актива ТОС;
- проведение совместно с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Хакасия межведомственных мероприятий по вопросам развития ТОС;
- направление делегации представителей органов ТОС Республики Хакасия в соседние регионы Сибирского федерального округа для обмена опытом по развитию ТОС в муниципальных образованиях;
- организацию и проведение республиканского конкурса «Лучшая местная администрация муниципального образования поселения Республики Хакасия по работе с территориальным общественным самоуправлением»;
- принятие закона Республики Хакасия «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Республике Хакасия».
Стабильное и эффективное функционирование местного самоуправления напрямую зависит от конструктивного взаимодействия муниципальных органов власти с населением и активного участия местных сообществ в процессах управления муниципалитетом. Вместе с тем, даже при наличии высокого уровня заинтересованности в решении местных проблем, население в большинстве муниципальных образований поселенческого уровня республики в настоящее время не способно реализовать местные инициативы, самостоятельно формируя органы ТОС. Для этого ему необходима организационная и консультационная поддержка со стороны исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления должна состоять в формировании у населения самоуправленческой активности и создании условий для её реализации в форме ТОС.